Йидам
Каждый из четырех классов тантр имеет специфические для него глубоко символические структурные схемы,своего рода "психокосмические" диаграммы, называемые Мандала (т.дкйил-'кхор). В центре мандалы - главное божество, в окружении - от четырех до несколь ких сотен божеств-спутников. Главное божество мандалы именуют йи дамом данной системы тантр. Для йогина, посвященного в данную систему, этот йидам становится главным объектом медитации. Сопро вождающие йидама божества-помошники отличаются от Главы мандалы только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по природе они - различные аспекты центрального божества. Мандала - это диаграмное представление мифической внеземной идеальной обители йидама, это всего лишь символ, созданный в по мощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йида ма, который стал объектом его медитации. Детальные объяснения то го, какими должны быть размеры мандалы, его форма, вид, цвет и прочее, приводятся в спциальных текстах (т.тхиг-рца), посвященных соответствующим йидамам. Кроме того, для каждого случая имеется и другой тип текстов (т.мнгон-ртогс), более сжато излагающих содер жание и значение основного текста с целью облегчения их ритуаль ного зачитывания и запоминания. К этим и исходным (т.н. "корен ным") текстам существуют разнообразные разъясняющие их смысл ком ментарии. Помимо указанного выше "зримого" типа мандалы существует и категория "незримых" мандал, которые слагаются в разуме созерца теля в процессе его медитации. В соотвествии со способом изготов ления выделяют три типа мандала: начертаные черно-белые или нари сованные красками на ткани (т рас-брис-кйи дкйил'кхор); выполнен ные цветными порошками на плоскости (т.рдул-цхон-гйи дкйил'кхор); изготовленные в виде объемных трехмерных структур из таких, нап ример, метериалов, как дерево, глина (т. блос-бангс-кйи дкйил'кхор). При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы места и времени согласно заданным в конкретной тантре параметрам с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места (плоскости) недостаточны, то взамен полных фигур божеств рисуют замещающие их символы (например, тантрические объекты) или просто одиночные биджа-мантры соответствеющих божеств: ХРИ Авалокитешва ры; ДХИ Манджугхоши; ХУМ Ваджрасаттвы; ТАМ Тары; и т.д. Мандалы, где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются " телесными" (т. ску'и дкйил'кхор), где только именами или бид жа-мантрами - "коммункативными" или "речевыми", где только симво лами - "мысленными". После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные ман далы сметаются, разрушаются. Порошковые, собранные в специальный сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревя ынный мандал сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение мадалы призванно, в частности, устранить привязанность посвящен ного к освященной физической стуктуре мандала, показать его пре ходящесть или "пустотную природу" любых, даже сверхземных явле ний. В целом, все множество йидамиов можно раскласифицировать на три основных типа: мирные(т.жи-ба); яростные, гневные (т.кхро-бо); и полугневные (т. жи-ма-кхро). Вот несколько приме ров широко известных мирных йидамив: Манджушригхоша (т."Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешввара (т.сПйан-рас-гзиго), Тара (т. с Грол-ма), Амитаюс (т.Цхэ-дпаг-мэд) и т.д. Примеры гневных йидамов: Ямантака (т.гШин-рдже-гшед), Кила (т. Пхур-па), Хайягри- ва (т. рТа-мгоин). Ваджрапани (т. Пхаг-на рдо-рдже). Примеры по лумирных-полугневных йидаммов: Гуйясамадаваджра (т. дГйес-рдор), Калачакра (т.Дус"кхор), Ваджраварахи (т.рДо-рдже пхаг-мо). Эти йидамы изображаются в различных формах одни - в обычном человеко подобном облике с одним лицом, парой рук и ног, другие - многоли кими, многорукими, многоногими. Различные квазифизические аспекты и характерные атрибуты, которые совокупно слагают форму йидама, символизируют множество различных качество Премудрости и Всеведе ния Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к ка тегории Прибежища Будды. Почему тантрийские тексты описывают так много йидамиов гнев ного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? Дело в том, что буддийские учения призваны "дисциплинировать", "тренировать" ра зум как самого верующего, так и других, окружающих его существ. Разум обычных существ "заклешеван" вследствие общего сумбура их психики (т. "кхрул-ба; ма-риг-па), они обречены беспомощно тво рить и накоплять не благие деяния. Поэтому такой фундаментальный порок, как сумбурность психики должен быть полностью искоренен. С тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею порочной природы этого состояние "заклешеванности", оно и изобра жается в конкретной зримой форме. Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов, друзей и просто нейтральных. Им легко понятны чувства ненависти, любви или равностности, которые возникают при взаимоотношениях с окружающими. В контексте тантр "заклешеванность" рассматривается как враг человека. Например, символом состояния "заклешеванности" может быть попираемая стопами божества - йидама фигура - именно совокупность клеш, а не какие-либо живое существо. Так же надо понимать и символические атрибуты божества, их устрашающие укра шения, отрубленные головы, вырванные сердца, кровь и т.п. Истол кование этих символов приводится в специальных текстах. Различные жертвоприношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах - тханка - все это также символически являет созерцателю гневную активность центрального божества - йидама. Все эти украшения и декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у спе циально убиенного для этой цели человека. Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть основана на сострадании к тем, кто загрязнен клешей невежества (с. авидья; т. ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на эту коренную клешу. Шакьямуни Будда проповедывал татрийские уче ния, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные формы, которые, будучи искусными средствами, воздействовали так, что возбуждали и верующем слушателе отвращение к клешам, отвраще ние такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в ка честве могучего, быстрого и всецело эффективного средства для уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама яв ляет гнев, который испытывает отождествившийся с йидамом по оно шению к клешм. Все тантрийские ритуалы также выполняются с сострадающей ус тановкой сознания по отношению к тем, кто заражен клешами, и с гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие ме тодики пристранно описаны в многочисленных коментариях на тантры вместе с общим описанием ритуалов и порядким их осуществления. Чжамгом Конгтрул. Светоч уверенности.