сайт "Буддийская Келья" >>> перейти на главную страницу


Йидам

 

 


Каждый   из  четырех  классов  тантр имеет специфические для  него  глубоко символические структурные
схемы,своего  рода  "психокосмические"  диаграммы, называемые Мандала  (т.дкйил-'кхор).  В центре 
мандалы - главное божество, в окружении - от четырех до несколь ких сотен божеств-спутников. Главное 
божество мандалы именуют йи дамом данной системы тантр. Для йогина, посвященного в данную систему, 
этот йидам становится главным объектом медитации. Сопро вождающие йидама божества-помошники отличаются
от Главы мандалы только тем, что касается их формы и проявления, а по сути и по природе они - различные 
аспекты центрального божества.

Мандала - это диаграмное представление мифической внеземной идеальной обители йидама, это всего лишь
символ, созданный в по мощь йогину в его созерцании сверхчувственного дворца того йида ма, который стал 
объектом его медитации. Детальные объяснения то го, какими должны быть размеры мандалы, его форма, вид, 
цвет и прочее, приводятся в спциальных текстах (т.тхиг-рца), посвященных соответствующим йидамам. Кроме 
того, для каждого случая имеется и другой тип текстов (т.мнгон-ртогс), более сжато излагающих содер жание
и значение основного текста с целью облегчения их ритуаль ного зачитывания и запоминания. К этим и 
исходным (т.н. "корен ным") текстам существуют разнообразные разъясняющие их смысл ком ментарии.
Помимо указанного выше "зримого" типа мандалы существует и категория "незримых" мандал, которые слагаются 
в разуме созерца теля в процессе его медитации. В соотвествии со способом изготов ления выделяют три типа 
мандала: начертаные черно-белые или нари сованные красками на ткани (т рас-брис-кйи дкйил'кхор); выполнен 
ные цветными порошками на плоскости (т.рдул-цхон-гйи дкйил'кхор); изготовленные в виде объемных трехмерных
структур из таких, нап ример, метериалов, как дерево, глина (т. блос-бангс-кйи дкйил'кхор).

При изготовлении мандала обязательно учитываются факторы места и времени согласно заданным в конкретной
тантре параметрам с учетом астрологических данных. В частности, если размеры места (плоскости) недостаточны,
то взамен полных фигур божеств рисуют замещающие их символы (например, тантрические объекты) или просто
одиночные биджа-мантры соответствеющих божеств: ХРИ Авалокитешва ры; ДХИ Манджугхоши; ХУМ Ваджрасаттвы;
ТАМ Тары; и т.д. Мандалы, где фигуры йидама и его свиты представлены полностью, называются " телесными"
(т. ску'и дкйил'кхор), где только именами или бид жа-мантрами - "коммункативными" или "речевыми", где 
только симво лами - "мысленными".

После окончания акта посвящения порошковые и трехмерные ман далы сметаются, разрушаются. Порошковые, 
собранные в специальный сосуд, высыпают в реку или какой-либо водоем; трехмерный деревя ынный мандал
сжигают на берегу реки. Такое ритуальное разрушение мадалы призванно, в частности, устранить привязанность 
посвящен ного к освященной физической стуктуре мандала, показать его пре ходящесть или "пустотную природу"
любых, даже сверхземных явле ний.

В целом, все множество йидамиов можно раскласифицировать на три основных типа: мирные(т.жи-ба); яростные,
гневные (т.кхро-бо); и полугневные (т. жи-ма-кхро). Вот несколько приме ров широко известных мирных йидамив:
Манджушригхоша (т."Джам-дпал-дбйангс), Авалокитешввара (т.сПйан-рас-гзиго), Тара (т. с Грол-ма), 
Амитаюс (т.Цхэ-дпаг-мэд) и т.д. Примеры гневных йидамов: Ямантака (т.гШин-рдже-гшед), Кила (т. Пхур-па),
Хайягри- ва (т. рТа-мгоин). Ваджрапани (т. Пхаг-на рдо-рдже). Примеры по лумирных-полугневных йидаммов: 
Гуйясамадаваджра (т. дГйес-рдор), Калачакра (т.Дус"кхор), Ваджраварахи (т.рДо-рдже пхаг-мо). Эти йидамы
изображаются в различных формах одни - в обычном человеко подобном облике с одним лицом, парой рук и ног,
другие - многоли кими, многорукими, многоногими. Различные квазифизические аспекты и характерные атрибуты,
которые совокупно слагают форму йидама, символизируют множество различных качество Премудрости и Всеведе ния
Буддовости. Именно по этой причине всех йидамов относят к ка тегории Прибежища Будды.

Почему тантрийские тексты описывают так много йидамиов гнев ного облика? Неужели недостаточно йидамов мирных? 
Дело в том, что буддийские учения призваны "дисциплинировать", "тренировать" ра зум как самого верующего, так
и других, окружающих его существ.

Разум обычных существ "заклешеван" вследствие общего сумбура их психики (т. "кхрул-ба; ма-риг-па), они обречены 
беспомощно тво рить и накоплять не благие деяния. Поэтому такой фундаментальный порок, как сумбурность 
психики должен быть полностью искоренен. С тем, чтобы разум человека смог с большей легкостью уловить идею 
порочной природы этого состояние "заклешеванности", оно и изобра жается в конкретной зримой форме.

Большинство людей привычно разделяет других на своих врагов, друзей и просто нейтральных. Им легко понятны
чувства ненависти, любви или равностности, которые возникают при взаимоотношениях с окружающими.
В контексте тантр "заклешеванность" рассматривается как враг человека. Например, символом состояния 
"заклешеванности" может быть попираемая стопами божества - йидама фигура - именно совокупность клеш,
а не какие-либо живое существо. Так же надо понимать и символические атрибуты божества, их устрашающие
укра шения, отрубленные головы, вырванные сердца, кровь и т.п. Истол кование этих символов приводится в 
специальных текстах. Различные жертвоприношения, персонажи и элементы фона на тантрийских иконах - тханка
- все это также символически являет созерцателю гневную активность центрального божества - йидама. 
Все эти украшения и декор нельзя рассматривать как нечто реальное, как взятое у спе циально убиенного для 
этой цели человека.

Установка того, кто ведет тантрийскую медитацию, должна быть основана на сострадании к тем, кто загрязнен 
клешей невежества (с. авидья; т. ма-риг-па), и свой гнев йогин должен направлять на эту коренную клешу.
Шакьямуни Будда проповедывал татрийские уче ния, используя, или принимая в период Своей проповеди гневные формы,
которые, будучи искусными средствами, воздействовали так, что возбуждали и верующем слушателе отвращение 
к клешам,
отвраще ние такой свирепой и неукротимой силы, что оно действовало в ка честве могучего, быстрого и всецело 
эффективного средства для уничтожения этого коренного порока. Устрашающий облик йидама яв ляет гнев, который 
испытывает отождествившийся с йидамом по оно шению к клешм.

Все тантрийские ритуалы также выполняются с сострадающей ус тановкой сознания по отношению к тем, кто заражен
клешами, и с гневом, направленным на само состояние заклешеванности. Такие ме тодики пристранно описаны в 
многочисленных коментариях на тантры вместе с общим описанием ритуалов и порядким их осуществления. 

Чжамгом Конгтрул. Светоч уверенности.
    
  

    


Буддийская Келья - Главная

Хостинг от uCoz